Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель.

Семаго М.М.

В сборнике научных трудов кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии «Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска. — Москва, Изд. АПК и ПРО, 2003, С. 24-37.

Статья раскрывает новые подходы к сопровождению ребенка в образовательной среде с точки зрения постнеклассической методологии – синергетической концепции. Амплификация образовательных воздействий ребенком в процессе психического развития рассматривается с точки зрения изменения потока информации – увеличения негэнтропии развивающейся системы. Приводятся структурные формулы увеличения негэнтропии развития при полисубъектном взаимодействии ребенка и образовательных воздействий. Динамика индивидуального развития ставится в соответствие с объемом образовательных воздействий, информации, «падающей» на ребенка со стороны социума. Приводятся возможные модельные формулы подобного взаимодействия, граничные условия. Описывается геометрический аналог развития – конус, который постулируется как гомологичный геометрии образовательной среды. Подобная «двухконусная» модель оказывается очень продуктивной для анализа возможных ситуаций взаимодействия ребенка и образования в динамике развития.

Просмотр