Ребенок и образовательная среда: структурно-информационный подход.

Семаго М.М.

Журнал «Известия Российской академии образования», № 2, 2006, С. 81- 90.

Вторая статья, посвященная проблеме комплексного сопровождения ребенка. Раскрываются основные положения и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательной среде, где основным критерием становиться отклонение линии развития (аттрактора развития) от условно нормативного. В работе приводятся подходы к анализу психического развития при амплификации образовательных воздействий с точки зрения синергетической парадигмы, ее категориального аппарата. Автором делается попытка математического определения одного из основных философских понятий Л.С. Выготского – «зоны ближайшего развития» (ЗБР) на основе используемых «модельных» формул негэнтропии развития. При таком анализе ЗБР отмечается поразительное сходство полученного математического выражения гармоничного взаимодействия ребенка и образовательной среды с некоторыми фундаментальными характеристиками природы (второго начала термодинамики, закона Вебера-Фехтнера), что можно рассматривать как единство законов природы на всех ее уровнях ее организации (фрактальность).

Просмотр