К использованию представлений об узловых моментах в психологии развития.

Семаго М.М.

Журнал «Образование и наука». Известия уральского отделения Российской академии образования, 2007, №2 (44), С. 119 – 129.

В статье рассматриваются возможность использования основных понятий синергетической парадигмы: параметры порядка, принцип подчинения, точки бифуркации, аттрактор и другие применительно к психическому развитию и системогенезу психики ребенка. Определяются моменты синхронизации динамики структурогенеза трех основных линий развития, моменты перехода иерархически организованных структур регуляции, пространственно-временных репрезентаций и аффективной организации поведения и сознания на новые системно реагирующие уровни. Постулируются представления об нормативных моделях развития и вариантах (типах) отклоняющегося развития как десинхрозах системогенеза в узловых моментах. Анализируется возможность использования модели конуса и логарифмической спирали как аттрактора психического развития. Наиболее важно, что эти представления, таким образом представленная периодизация психического развития оказывается гораздо более практикоориентированной. Она может быть распространена (опять же в практическом смысле) и на варианты отклоняющегося развития, использована в диагностической и коррекционной работе психолога, любого другого специалиста.

Просмотр