Теоретико-методологический подход к анализу психического развития.

Семаго М.М.

Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 80-летию Академии повышения квалификации «Специальное образование XXI века», Москва, 2008, С.3 – 25.

Обобщающая статья в которой в виде развернутых тезисов приведены основные аспекты проводимого мной теоретико-методологического анализа психологии развития, психологии отклоняющего развития с точки зрения постнеклассической научной картины мира. В этой работе делается попытка «нырнуть» в субстанциональные атрибуты, универсальные инварианты современной онтологии психологических наук (и не только психологических). В качестве таких онтологических категорий принимаются триадическая структура анализа сущего, фрактальность всех структур – от строения Вселенной до модели психического развития. Показано, что в качестве такого фрактала выступает логарифмическая (точнее гиперболическая) спираль, разворачивающаяся во времени на поверхности соответствующего конуса. А также числовые рекуррентные последовательности (ряды Фибоначчи), определяющие гармонию природы (по закону структурной гармонии систем Э.М.Сороко). В работе приведены, на наш взгляд, достаточно убедительные примеры возможности практического использования такой модели в любых практических психотехнологиях: от типологии отклоняющегося развития до диагностических процедур и коррекционно-развивающей деятельности любого специалиста сопровождения ребенка в образовательной среде.

Просмотр