Статьи

Принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием.

Семаго Н.Я.

В сборнике «Из опыта социально-психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи» — М.: НПО «Образование от А до Я», 2003, С. 85-89.

В статье представлены различные методологические подходы к психологической коррекционной работе и сформулированы принципы, которые необходимо учитывать как при разработке тех или иных коррекционных программ для детей с вариантами отклоняющегося развития, так и при их реализации.

Просмотр

Анализ формирования структуры познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Семаго Н.Я.

В сборнике научных трудов кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии «Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска». — Москва, Изд. АПК и ПРО, 2003, С. 48-58.

Работа отражает исследование, посвященное поиску различий в структуре познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи и задержками психического развития дошкольного и младшего школьного возраста с точки зрения анализа сформированности базовых составляющих познавательной деятельности — произвольной регуляции деятельности и овладения пространственными представлениями. Было выявлено, что среди характеристик психического развития детей с ОНР и различными вариантами ЗПР может быть выделен ряд показателей, которые являются диагностически значимыми для выявления структуры нарушений развития. К таким показателям можно отнести особенности развития систем произвольной регуляции психической активности и овладения пространственными представлениями. Формирование последних оказывается в тесной взаимосвязи с определенными показателями раннего развития и спецификой становления латеральных предпочтений с возрастом.

Просмотр

Задержка психического развития: основные современные показатели (авторский вариант: Задержка психического развития с точки зрения железнодорожного расписания (заметки наблюдательного путейца).

Семаго Н.Я. Семаго М.М.

Издательский дом «Первое сентября» «Школьный психолог», 1999, №32.

В работе в понятной, образной форме показаны различия между терминами «ЗПР» и вложенным в них смыслами (включая описания особенностей детей, традиционно относимых к этой категории) и современными представлениями о задержанном типе психического развития и другими вариантами психического дизонтогенеза.