Статьи

Теоретико-методологический подход к анализу психического развития.

Семаго М.М.

Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 80-летию Академии повышения квалификации «Специальное образование XXI века», Москва, 2008, С.3 – 25.

Обобщающая статья в которой в виде развернутых тезисов приведены основные аспекты проводимого мной теоретико-методологического анализа психологии развития, психологии отклоняющего развития с точки зрения постнеклассической научной картины мира. В этой работе делается попытка «нырнуть» в субстанциональные атрибуты, универсальные инварианты современной онтологии психологических наук (и не только психологических). В качестве таких онтологических категорий принимаются триадическая структура анализа сущего, фрактальность всех структур – от строения Вселенной до модели психического развития. Показано, что в качестве такого фрактала выступает логарифмическая (точнее гиперболическая) спираль, разворачивающаяся во времени на поверхности соответствующего конуса. А также числовые рекуррентные последовательности (ряды Фибоначчи), определяющие гармонию природы (по закону структурной гармонии систем Э.М.Сороко). В работе приведены, на наш взгляд, достаточно убедительные примеры возможности практического использования такой модели в любых практических психотехнологиях: от типологии отклоняющегося развития до диагностических процедур и коррекционно-развивающей деятельности любого специалиста сопровождения ребенка в образовательной среде.

Просмотр

Некоторые причины и механизмы школьной неуспешности.

Семаго Н.Я.

Сборник «Из опыта работы с детьми с особыми образовательными потребностями» ЦОУО, Изд. НПО «Образование от А до Я», Москва, 2007.

В статье обсуждаются и анализируются причины и механизмы некоторых, наиболее часто встречающихся «типов» школьной неуспешности. Каждый из типов имеет свою феноменологическую картину, свой специфичный «рисунок поведения» ребенка, и каждый из обсуждаемых типов неуспеваемости анализируется с точки зрения психологических причин и механизмов возникновения, с его соотнесением с психологической типологией отклоняющегося развития.

Просмотр

Проективные методы оценки и анализа структуры взаимодействия в группе детей.

Семаго Н.Я.

Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков», 2007, №1, С. 90-96.

Работа посвящена новому авторскому методу социометрической оценки – цветовой социометрии. Как известно, классическая социометрическая оценка межличностных взаимоотношений имеет ограничения по возрасту (не младше 8-9 лет) и по состоянию психического здоровья (не может быть использована в ситуации интеллектуальной несостоятельности). Технология косвенной социометрической оценки с использованием проективной техники цветового теста отношений (ЦТО) позволяет преодолеть все эти ограничения. Тем самым открывает возможность исследования межличностных отношений в самых различных детских сообществах. Что особенно важно, технология цветовой социометрии может быть использована в условиях инклюзивного (интегративного) обучения.

Просмотр

Механизмы двигательной расторможенности и специфичные им виды коррекционной работы.

Семаго Н.Я.

Журнал «Аутизм и нарушения развития» № 2, 2006, стр. 1-9.

В статье рассматривается история вопроса о причинах таких поведенческих нарушений, как двигательная расторможенность и приводятся результаты многолетнего анализа особенностей развития детей с подобными проблемами, начиная от специфики раннего психомоторного развития, особенностей поведения матерей в диаде, до особенностей сформированности когнитивной и регулятивной сфер, характеристик психического тонуса. Выявляются различные для выделенных групп детей, собственно психологические механизмы двигательной расторможенности, Для каждой из выделенных групп детей описана специфичная коррекционная работа

Просмотр

Профилактика трудностей школьной адаптации: развитие произвольной регуляции психической деятельности.

Семаго Н.Я.

Журнал «Школа здоровья», №3, 2001, С. 10-17

В статье приводится практичная схема психологической диагностики произвольной регуляции психической деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и этапы специфичной коррекционной работы (в соответствии с выявленными особенностями сформированности уровней произвольного компонента деятельности).

Просмотр