Статьи

Некоторые причины и механизмы школьной неуспешности.

Семаго Н.Я.

Сборник «Из опыта работы с детьми с особыми образовательными потребностями» ЦОУО, Изд. НПО «Образование от А до Я», Москва, 2007.

В статье обсуждаются и анализируются причины и механизмы некоторых, наиболее часто встречающихся «типов» школьной неуспешности. Каждый из типов имеет свою феноменологическую картину, свой специфичный «рисунок поведения» ребенка, и каждый из обсуждаемых типов неуспеваемости анализируется с точки зрения психологических причин и механизмов возникновения, с его соотнесением с психологической типологией отклоняющегося развития.

Просмотр

Проективные методы оценки и анализа структуры взаимодействия в группе детей.

Семаго Н.Я.

Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков», 2007, №1, С. 90-96.

Работа посвящена новому авторскому методу социометрической оценки – цветовой социометрии. Как известно, классическая социометрическая оценка межличностных взаимоотношений имеет ограничения по возрасту (не младше 8-9 лет) и по состоянию психического здоровья (не может быть использована в ситуации интеллектуальной несостоятельности). Технология косвенной социометрической оценки с использованием проективной техники цветового теста отношений (ЦТО) позволяет преодолеть все эти ограничения. Тем самым открывает возможность исследования межличностных отношений в самых различных детских сообществах. Что особенно важно, технология цветовой социометрии может быть использована в условиях инклюзивного (интегративного) обучения.

Просмотр

Механизмы двигательной расторможенности и специфичные им виды коррекционной работы.

Семаго Н.Я.

Журнал «Аутизм и нарушения развития» № 2, 2006, стр. 1-9.

В статье рассматривается история вопроса о причинах таких поведенческих нарушений, как двигательная расторможенность и приводятся результаты многолетнего анализа особенностей развития детей с подобными проблемами, начиная от специфики раннего психомоторного развития, особенностей поведения матерей в диаде, до особенностей сформированности когнитивной и регулятивной сфер, характеристик психического тонуса. Выявляются различные для выделенных групп детей, собственно психологические механизмы двигательной расторможенности, Для каждой из выделенных групп детей описана специфичная коррекционная работа

Просмотр

Профилактика трудностей школьной адаптации: развитие произвольной регуляции психической деятельности.

Семаго Н.Я.

Журнал «Школа здоровья», №3, 2001, С. 10-17

В статье приводится практичная схема психологической диагностики произвольной регуляции психической деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и этапы специфичной коррекционной работы (в соответствии с выявленными особенностями сформированности уровней произвольного компонента деятельности).

Просмотр

Наблюдение как один из методов скрининговой диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Семаго Н.Я.

Статья опубликована в газете «Школьный психолог», позже, как глава вошла в монографию «Организация и содержание деятельности психолога специального образования», Изд. «Аркти», 2005.

В работе представлена схема (технология) самого процесса групповой скрининговой диагностики методом невключенного наблюдения, условия проведения диагностики такого рода и технология анализа результатов подобного наблюдения. Определены и основные параметры наблюдения. К таким параметрам относятся: операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания); характер поведения в ребенка, его целенаправленность (регуляторную зрелость); особенности речевого развития; аффективные и эмоциональные особенности; специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект); особенности моторики ребенка.

Просмотр