Статьи

Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель.

Семаго М.М.

В сборнике научных трудов кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии «Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска. — Москва, Изд. АПК и ПРО, 2003, С. 24-37.

Статья раскрывает новые подходы к сопровождению ребенка в образовательной среде с точки зрения постнеклассической методологии – синергетической концепции. Амплификация образовательных воздействий ребенком в процессе психического развития рассматривается с точки зрения изменения потока информации – увеличения негэнтропии развивающейся системы. Приводятся структурные формулы увеличения негэнтропии развития при полисубъектном взаимодействии ребенка и образовательных воздействий. Динамика индивидуального развития ставится в соответствие с объемом образовательных воздействий, информации, «падающей» на ребенка со стороны социума. Приводятся возможные модельные формулы подобного взаимодействия, граничные условия. Описывается геометрический аналог развития – конус, который постулируется как гомологичный геометрии образовательной среды. Подобная «двухконусная» модель оказывается очень продуктивной для анализа возможных ситуаций взаимодействия ребенка и образования в динамике развития.

Просмотр

Ребенок и образовательная среда: структурно-информационный подход.

Семаго М.М.

Журнал «Известия Российской академии образования», № 2, 2006, С. 81- 90.

Вторая статья, посвященная проблеме комплексного сопровождения ребенка. Раскрываются основные положения и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательной среде, где основным критерием становиться отклонение линии развития (аттрактора развития) от условно нормативного. В работе приводятся подходы к анализу психического развития при амплификации образовательных воздействий с точки зрения синергетической парадигмы, ее категориального аппарата. Автором делается попытка математического определения одного из основных философских понятий Л.С. Выготского – «зоны ближайшего развития» (ЗБР) на основе используемых «модельных» формул негэнтропии развития. При таком анализе ЗБР отмечается поразительное сходство полученного математического выражения гармоничного взаимодействия ребенка и образовательной среды с некоторыми фундаментальными характеристиками природы (второго начала термодинамики, закона Вебера-Фехтнера), что можно рассматривать как единство законов природы на всех ее уровнях ее организации (фрактальность).

Просмотр

Современная системологическая парадигма и психология развития.

Семаго М.М.

Журнал «Прикладная психология и психоанализ», 2006, № 1. С.85 – 94.

Современная научная картина мира требует радикальных изменений и в психологических науках. Концептуальный аппарат синергетики может быть продуктивно распространен и на психологию развития. В этой статье мы описываем трехкомпонентную модель психического развития, которая разработана с применением основных категорий синергетики: управляющих параметров, параметров порядка, понятия «точка бифуркации», аттрактор, изменении негэнтропиийных характеристик, присущее живым саморазвивающимся открытым системам. Приводятся математические выражения, с помощью которых можно оценить варианты развития и построить типологию психического развития. В первую очередь все это оказалось продуктивным для отклоняющегося развития. В статье рассмотрены возможности практического использования подобной модели.

Просмотр

К использованию представлений об узловых моментах в психологии развития.

Семаго М.М.

Журнал «Образование и наука». Известия уральского отделения Российской академии образования, 2007, №2 (44), С. 119 – 129.

В статье рассматриваются возможность использования основных понятий синергетической парадигмы: параметры порядка, принцип подчинения, точки бифуркации, аттрактор и другие применительно к психическому развитию и системогенезу психики ребенка. Определяются моменты синхронизации динамики структурогенеза трех основных линий развития, моменты перехода иерархически организованных структур регуляции, пространственно-временных репрезентаций и аффективной организации поведения и сознания на новые системно реагирующие уровни. Постулируются представления об нормативных моделях развития и вариантах (типах) отклоняющегося развития как десинхрозах системогенеза в узловых моментах. Анализируется возможность использования модели конуса и логарифмической спирали как аттрактора психического развития. Наиболее важно, что эти представления, таким образом представленная периодизация психического развития оказывается гораздо более практикоориентированной. Она может быть распространена (опять же в практическом смысле) и на варианты отклоняющегося развития, использована в диагностической и коррекционной работе психолога, любого другого специалиста.

Просмотр

Теоретико-методологический подход к анализу психического развития.

Семаго М.М.

Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 80-летию Академии повышения квалификации «Специальное образование XXI века», Москва, 2008, С.3 – 25.

Обобщающая статья в которой в виде развернутых тезисов приведены основные аспекты проводимого мной теоретико-методологического анализа психологии развития, психологии отклоняющего развития с точки зрения постнеклассической научной картины мира. В этой работе делается попытка «нырнуть» в субстанциональные атрибуты, универсальные инварианты современной онтологии психологических наук (и не только психологических). В качестве таких онтологических категорий принимаются триадическая структура анализа сущего, фрактальность всех структур – от строения Вселенной до модели психического развития. Показано, что в качестве такого фрактала выступает логарифмическая (точнее гиперболическая) спираль, разворачивающаяся во времени на поверхности соответствующего конуса. А также числовые рекуррентные последовательности (ряды Фибоначчи), определяющие гармонию природы (по закону структурной гармонии систем Э.М.Сороко). В работе приведены, на наш взгляд, достаточно убедительные примеры возможности практического использования такой модели в любых практических психотехнологиях: от типологии отклоняющегося развития до диагностических процедур и коррекционно-развивающей деятельности любого специалиста сопровождения ребенка в образовательной среде.

Просмотр