Книги

Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования

«Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования».
Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014. – 368 с. (Библиотека психолога-практика).

Методическое пособие посвящено организации деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий. Раскрываются теоретико-методологические основы деятельности ПМПК в современных условиях модернизации отечественного образования, возникновения таких инновационных направлениях как инклюзивное образование. Приводятся задачи деятельности каждого из специалистов ПМПК, технологии проведения обследования детей с различными нарушениями развития и ограничениями жизнедеятельности. Отдельный раздел посвящен психолого-педагогическим характеристикам практически большинства из имеющихся категорий отклонений в развитии с учетом их степени тяжести. Особое место в пособии уделено определению специальных образовательных условий для каждой из имеющихся в настоящее время категорий нарушений развития и их описание как для детей дошкольного, так и школьного возраста. Впервые представлен раздел, касающийся процесса консультирования семьи, пришедшей на ПМПК, раскрываются основные тактики и приемы подобного психотерапевтически ориентированного краткосрочного консультирования.
Пособие адресовано специалистам ПМПК, а также специалистам психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, в том числе, реализующих инклюзивное образование.
Книгу можно приобрести непосредственно в издательстве: по эл. почте arkty@arkty.ru, на сайте www.arkty.ru, а также по тел. 8(495) 452-29-27; 8(495) 742-18-48.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов.
Под общей редакцией М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. – 138с. (Библиотека психолога-практика).
Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М.И.
Рекомендовано Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования РФ.

В пособии рассматриваются вопросы проведения психолого-медико-педагогического консультирования и построения психолого-медико-педагогической службы в системе муниципального образования. Подробно излагается методика комплексного междисциплинарного консультирования специалистами школьного Консилиума и консультаций в составе психолого-педагогических и психолого-медико-социальных центров. Приводятся основные нормативные документы по организации деятельности школьных консилиумов и психолого-медико-педагогических консультаций и рабочая документация, необходимая для их деятельности, что позволяет организовать эффективную оценку состояния и уровня актуального развития детей, направляемых на обучение в классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), классы коррекции, школы 7-го вида, другие специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Пособие адресовано специалистам школьных консилиумов, муниципальных и окружных ПМПК, региональной системы специального образования и коррекционно-развивающего обучения, а также психологам-практикам в сфере образования, логопедам, педагогам классов КРО, медицинским работникам. Может быть использовано как учебное пособие студентам психологических факультетов и факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.

Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.
3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 208с.: ил. (Биб-ка психолога-практика).
Семаго Н.Я., Семаго М.М.

В книге изложены основные методологические принципы и основы деятельности психолога, работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога образования. Методическое пособие адресовано психологам в системе общеобразовательных учреждений, педагогов-психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучения детей с отклонениями в развитии, специалистам ПМПК, психологам в составе учреждений здравоохранения и социальной защиты. Пособие может быть использовано для подготовки студентов факультетов психологии и специальной психологии педагогических университетов и институтов, а также в системе повышения квалификации работников образования при специализации в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

Руководство по психической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст.

Руководство по психической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст.
Методическое пособие. — М.: Изд–во АПКиПРО РФ. 2000 г. — 263 с. (Интегративная психология).
Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Рекомендовано Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.

В методическом руководстве раскрываются основные принципы и технологии диагностической работы детского психолога, а также технологии анализа результатов обследования. Основную часть руководства составляют описания входящих в Диагностический Комплект психолога образования методик, используемых для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения, возрастные нормативы. Для каждой методики Комплекта разработаны оригинальные бланки регистрации результатов, которые приводятся в отдельном Приложении на электронных носителях. Там же приведена и необходимая для диагностической деятельности психолога образования рабочая и отчетная документация.
Руководство предназначено для школьных психологов в системе массового образования, психологов специальных образовательных учреждений для обучения детей с отклонениями в развитии, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты. Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.

Рабочий журнал психолога образовательного учреждения.

Рабочий журнал психолога образовательного учреждения.
– М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192с. 2-изд. перераб. и доп., 2008. – 160 с.
Семаго М.М.

Настоящий рабочий журнал является основной рабочей документацией педагога-психолога, позволяющей не только структурировать деятельность психолога в образовательном учреждении в целом, но и определить непосредственную нагрузку специалиста, оценить объемные показатели выполнения всех видов работ. Рабочий журнал охватывает все виды деятельности психолога образования и рассчитан на использование во всех видах и типах образовательных учреждений, включая школы-интернаты и учреждения для детей лишенных попечительства родителей.
Первоначально рабочий журнал создавался в рамках Федеральной программы Министерства образования по организации и содержания деятельности педагога-психолога службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей; руководитель проекта – канд. психол. наук М.М. Семаго. Значительная переработка журнала в 2006-2008 гг. позволила значительно оптимизировать и сократить его объем, сделать его более удобным для психологов-практиков.

Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Методическое пособие.

Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Методическое пособие.
Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 128с. – (Библиотека психолога образования).
Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д.

В этом пособии рассматриваются различные направления и аспекты экспертной деятельности психолога как особого вида профессиональной деятельности. Впервые предпринята попытка системного описания тех ситуаций, когда психолог должен провести квалифицированную экспертизу, – в условиях деятельности консилиума образовыательного учреждения, при оценке готовности ребенка к началу школьного обучения, на психолого-медико-педагогических комиссиях, в ситуации судебно-психологической экспертизы, приучастии в качестве специалиста в уголовном процессе, при необходимости экспертизы психолого-педагогических программ, учебных пособий и других инновационных проектов в образовании. Особое внимание уделено вопросам документирования экспертной деятельности педагога-психолога, составление экспертных заключений.
Адресовано психологам, работающим в образовательных учреждениях различных типов. Может быть использовано для подготовки психологов педагогических университетов, факультетов психологии по всем психологическим специальностям, в первую очередь, по специальности 031900 – «Специальная психология».

Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.

Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.
– М.: Айрис-пресс, 2004. – 288с. – (Библиотека психолога образования).
Семаго М.М., Семаго Н.Я.

В пособии раскрываются основные принципы и технологии консультативно-диагностической деятельности психолога образования, представлена современная методология, в первую очередь, апробированные практикой технологии этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы, до составления различного типа заключений по результатам оценки.
В работе приводится классификация самой организации диагностического процесса, использование которой позволяет оптимизировать деятельность педагога-психолога эффективно использовать имеющиеся у него ресурсы. Кроме того, в пособии предлагается система ведения документации, созданная в опоре на имеющиеся нормативно-правовые документы Министерства образования.
Адресовано педагогам-психологам общеобразовательных учреждений, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе ППМС-центров, специалистам ПМПК. Может быть использовано студентами педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, слушателями курсов повышения квалификации работников образования.

Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие.

Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие.
– М.: АРКТИ, 2005. – 336 с. (Библиотека психолога-практика).
Семаго М.М., Семаго Н.Я.
Рекомендовано Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.

В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности педагога-психолога в специальных (коррекционных) учреждениях различного типа и вида, ППМС-центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях, в том числе: основные принципы и методологические основы деятельности педагога-психолога, а также основные направления его работы. Предлагаемые технологии базируются на имеющихся нормативно-правовых материалах, проектах, подготовленных Министерством образования РФ.
Пособие предназначено для практических психологов, работающих в системе специального образования, в том числе психологов и специалистов ПМПК, ППМС-центров, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и социальной защиты. Оно также может быть использовано преподавателями педуниверситетов и пединститутов (факультеты психологии, специальной и клинической психологии), в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты (специализация в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии).

Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.

Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.
– СПб.: Речь, 2005. — 384 с., илл. (Мэтры мировой психологии).
Семаго М.М., Семаго Н.Я.

В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога, конкретные и апробированные практикой технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы, до составления различного типа заключений по результатам такой оценки. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики.
Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.
Руководство предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучения детей с отклонениями в развитии, в том числе ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты. Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.

Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов.

Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов.
– М.: Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования).
Семаго Н.Я.

Наглядные материалы и методические рекомендации предлагаемой серии пособий составляют основные дидактические материалы специалиста к программе «Формирование пространственных представлений» как основы когнитивного компонента познавательной деятельности. Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста как в качестве развивающей, так и коррекционной работы. Каждая серия ориентирована на определенный уровень развития пространственных представлений в онтогенезе, имеет возрастную соотнесенность.
1-я серия. Формирование схемы тела. Эта серия материалов ориентирована на формирование пространства собственного тела как чрезвычайно важного этапа – базисного для дальнейшего развития мышления. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о вертикали: выше, ниже, над, под, между.
2-я серия. Элементарные пространственные представления. Дидактические материалов этой части направлены на овладение ребенком базисными пространственными представлениями и словами, обозначающими взаимоотношение предметов в пространстве – предлогами, наречиями и т.п., овладение право-левыми ориентировками.
3-я серия. Пространственные представления в речи. В Материалы для развития целостного представления о пространстве и его анализа с позиций координаторики (верх, низ, впереди, сзади, справа, слева), и метрических отношений (выше чем, ниже чем, дальше чем, левее чем и т.п.) и формирования умения определить и назвать четкий «адрес» расположения конкретного места (над, под, за, перед, слева от, справа от и т.п.).
4-я серия. Пространственно-временные и математические представления. Материалы этой части пособия предназначены для работы над числовыми и временными представлениями. Также материалы этой серии способствуют предупреждению трудностей определения разрядности числа и в счете с переходом через десяток, в решении так называемых «задач на движение». Они окажут помощь в работе по формированию собственно временных представлений. Материалы серии позволяют «опредметить» о длительности отрезков времени, величине расстояний.
5-я серия. С помощью материалов серии происходит работа над так называемым «пространством качеств» — сравнительных степеней прилагательных, начиная с уже знакомых и отработанных преставлений о величине, высоте, объеме – заканчивая такими наиболее абстрактными представлениями как тяжесть, чистота, возраст и т.п. Отдельные материалы посвящены «пространству» эмоциональных и нравственных качеств и свойств (добрый, злой, более справедливый, смелый или трусливый и т.п.). Подобная работа является базой формирования межличностного пространства – взаимоотношений между детьми в группе.
Все вместе дидактические материалы предлагаемой серии представляют логику формирования пространственных представлений у ребенка в процессе развития его языка и речемыслительной деятельности.
Демонстрационные материалы ориентированы на деятельность педагога-психолога в различных образовательных учреждениях, могут быть использованы в практике учителя начальных классов, педагога дополнительного образования, в работе по развитию речи. В качестве развивающих пособий они найдут применение в деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений, а также могут использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов.

Диагностический альбом для исследования познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст.

Диагностический альбом для исследования познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст.
АЙРИС-ПРЕСС, 2005. (Библиотека психолога образования).
Семаго М.М., Семаго Н.Я.

В составе Альбома исследования особенностей развития познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, входящего в состав Диагностического Комплекта Семаго имеется ряд классических и авторских методик, описанных в отдельных методических рекомендациях по использованию. В Альбоме приведено более 25 бланковых методик, которые можно использовать как в индивидуальном режиме, так и в групповом.
Диагностический Альбом является практическим пособием для исследования особенностей формирования психических функций и процессов в детском возрасте. Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы, были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). При достаточном опыте работы специалиста в русле детской нейропсихологии материалы Альбома могут быть использованы для проведения нейропсихологической диагностики.
Предложенная в технологии последовательность использования материалов, с точки зрения составителей, является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка. Безусловно, данный набор материалов не является самодостаточным и не исключает использования специалистом любых других диагностических методик в соответствии с той или иной гипотезой исследования.

Психология развития в постнеклассической научной картине мира. Монография.

Психология развития в постнеклассической научной картине мира. Монография.
– М.: изд-во АПКиППРО, 2010. – 332с.
Семаго М.М.

В монографии рассматривается проблема системного анализа психического развития с точки зрения постнеклассической научной картины мира. Переход к новой цивилизационной парадигме заставляет начать пересмотр методологии анализа в психологических науках, в частности в психологии развития на базе синергетического подхода, приобретающего статус общенаучной методологии. Автором постулируется необходимость введение в онтологическую категориальную сетку дополнительных метаонтологических категорий: синхронии развития, фрактальности, меры, в том числе новой кратности анализа бытия — триадичности. В работе проводится анализ методологии моделирования в развивающихся живых системах, предлагается современная трехкомпонентная модель анализа, на основе которой разработана современная периодизация психического развития и анализ взаимодействия развивающегося ребенка с образовательной средой. На базе авторской модели предлагается типология отклоняющегося развития, дифференциально-типологические критерии разграничения различных категорий отклоняющегося развития, дается характеристика его различных видов и вариантов.

Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности.

Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности.
Под общ. ред. М.М.Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011. – 400с. («Учебник XXI века»).
Семаго М.М., Семаго Н.Я.

В настоящее время наблюдаются изменения психического и соматического состояния детей, выходящие за пределы классических представлений. Происходят существенные изменения в системе образования. Все это вызывает необходимость пересмотра подходов к анализу отклоняющегося развития. Проанализировав существующие модели и подходы к типологизации психического развития, авторами предлагается современная трехкомпонентная модель анализа, на основе которой строится новая типология. В книге приведена подробная характеристика выделяемых типов отклоняющегося развития, описана процедура диагностики, которая позволяет определить характер отклонений, спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, грамотно простроить коррекционную работу, выбрать оптимальный для ребенка образовательных маршрут.
Монография адресована в первую очередь психологам-практикам, работающим в области специальной и клинической психологии детства, специалистам психолого-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в образовательных системах.

Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие.

Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие.
Под общ. ред. М.М.Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011. – 288с. («Учебник XXI века»).
Семаго Н.Я., Чиркова О.Ю.

Монография – вторая из серии книг «Типология отклоняющегося развития» — посвящена проблеме недостаточного развития. На основе ранее описанной трехкомпонентной модели анализа психического развития авторами выделяются дифференциально-диагностические критерии разграничения вариантов и форм недостаточного развития. В книге приведены подробные характеристики всех известных на настоящий момент категорий детей с недостаточным развитием. Для каждой категории описаны особенности раннего возраста, неврологические и соматические проявления, специфика комплексного сопровождения и коррекционной работы, условия, которые должны быть созданы ребенку в соответствии с его особыми образовательными потребностями, приводится прогноз и оптимальный образовательный маршрут.

Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов.

Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов.
Под науч. Ред. М.М.Семаго. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
Семаго Н.Я.

В методическом руководстве представлена технология организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ по определению образовательного маршрута и условий его реализации для детей с различными вариантами тотального недоразвития. В рамках деятельности ПМПк описаны основные задачи, цели и этапы его работы, всех специалистов по организации и сопровождению инклюзивной практики в ДОУ, а также варианты тотального недоразвития в рамках авторской модели отклоняющегося развития.

Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст.

Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст.
– М.: АРКТИ, 2014. – 66 с. (Библиотека психолога-практика).
Семаго М.М., Семаго Н.Я.

Диагностический Альбом является практическим пособием для исследования особенностей сформированности различных компонентов познавательной деятельности в детском возрасте и представляет собой подобранные в течение более чем тридцатилетней практической работы авторов материалы, которые были апробированы на детях с нормативным развитием и с различными вариантами отклоняющегося развития. Материалы Альбома включают как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углубленной оценке познавательной деятельности детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста. Данные материалы также могут быть использованы и для детей и подростков более старшего возраста при наличии (или подозрении на наличие) у них вариантов тотального недоразвития, задержанного психического развития, парциальной недостаточности когнитивного, в частности, вербального компонента психической деятельности, а также вариантов искаженного развития. Материалы Альбома могут быть использованы также для детей с дефицитарностью опорно-двигательного аппарата по типу ДЦП, дефицитарностью слухового анализатора.
Безусловно, при всей ценности представленных материалов данный набор не может быть самодостаточным и не исключает использования специалистом других диагностических средств в соответствии с той или иной диагностической гипотезой исследования.

Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст.

Тория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста: Монография.
– М.: АРКТИ, 2016. – 560 с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я.

В монографии раскрываются основы диагностической работы психолога при индивидуальном обследовании детей разного возраста. В ней представлены все аспекты оценки психического развития ребенка – от современной методологии диагностической деятельности и конкретных апробированных практикой методик до технологии всех этапов подобной оценки, от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать диагностический процесс.